Почерковедческая экспертиза

Вопросы, разрешаемые экспертизой:

  • Кем из числа указанных лиц выполнены рукописные тексты или подписи в документе:
  • Кем выполнена подпись от имени указанного лица, им самим или другим лицом:
  • Одним или разными лицами выполнены тексты в различных документах, либо отдельные части текста в одном документе;
  • Не выполнен ли рукописный текст в необычных условиях, в необычном состоянии пишущего.

Понятие письма, почерка. Общие и частные признаки почерка и подписи.

Судебно-почерковедческая экспертиза документов традиционно является одним из наиболее часто назначаемых видов экспертизы в любом судопроизводстве: уголовном, гражданском, арбитражном. Трудно недооценивать и доказательственного значения заключений эксперта-почерковеда. Исследование рукописных текстов или подписей с целью установления их исполнителей является наиболее распространенным видом исследования письменных документов. Рукописные тексты в обыденной жизни обычно называют письмом. Письмо — это исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении. Под письмом понимают способ фиксации мысли с помощью специально созданных условных графических знаков. Оно прошло длительный путь развития от примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. В криминалистике под письмом принято понимать объект исследования, включающий в себя письменную речь и почерк.

Одно из определений почерка как понятия следующее: почерк это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

Умение писать не является прирожденным свойством человека, а возникает в результате обучения, длительной тренировки и выработки навыков. Процесс обучения письму состоит как бы из трех самостоятельных стадий: технической, графической и орфографической.

Выполнение письменных знаков на начальной стадии обучения представляет процесс вырисовывания элементов букв довольно медленными движениями в соответствии с каким-либо эталоном. В начальном классе средней школы и даже в детском саду ребенок обучается правилам прописи. Наверное, каждый помнит свою первую учительницу и свои первые тетрадки с прописями. По мере запоминания форм знаков обучающийся начинает выполнять их более быстрыми и определенными движениями, добиваясь большей скорости и наименьшей затраты нервного и физического труда. Однако, не всем детям одинаково легко дается данное обучение. На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма. К субъективным факторам относятся: состояние органов зрения, строение костно-мышечного аппарата руки, степень его подвижности, особенности нервной системы, прилежность, навык держать пишущий прибор и др. Объективными являются система обучения, продолжительность тренировки, условия, в которых приходится писать, пишущие средства и т.д.

Все это в конечном итоге обусловливает формирование индивидуального почерка, ведет к возникновению индивидуальных признаков, которые в своей совокупности не могут повториться в почерке другого лица. По мере взросления ребенка на основании вышеописанных факторов, а также увеличении скорости письма (например, диктант и т.п.) практически у каждого наблюдается отклонения от правил прописи. Некоторые элементы букв упрощаются, другие, наоборот усложняются. В старших классах школы и в студенческие годы, когда на уроке (лекции) пишущему необходимо за малое время записать как можно больше информации, элементы букв и сами буквы упрощаются и выполняются в виде особых конструкций и его почерк подвергается изменению.

Благодаря возникновению чувства автоматизма, пишущий получает возможность все внимание сосредоточить не на процессе начертания форм знаков, а на содержании, изложении мыслей, т.е. возникает устойчивость признаков, которые уже трудно изменить.

В наиболее работоспособный период жизни человека (30 — 60 лет) изменения в почерке незначительны. Старческие изменения почерка возникают не всегда и сравнительно поздно.

Различают общие и частные признаки почерка. Общие характеризуют почерк в целом и носят групповой характер (т.е присущи не конкретному лицу, а целой группе людей). Это наклон, разгон, размер и т.д.. Частный же признак присущ конкретному лицу - это характеристика движений, проявляющаяся при выполнении отдельных букв или их отдельных элементов. А проявляется она как результат отклонения от правил прописи под воздействием факторов, о которых упоминалось выше. Пример частного признака – форма подстрочного элемента буквы «р», вид соединения 1-го и 2-го элемента буквы «р» и т.д.. Частные признаки могут встречаться в одинаковом проявлении у разных лиц; сочетания же их своеобразно для каждого пишущего (неповторимая совокупность признаков). Это и есть тот самый идентификационный комплекс, присущий только определенному лицу (исполнителю). Таким образом, процесс идентификации сводится к сравнению методом сопоставления частных признаков почерка (подписи), проявившихся в исследуемом почерковом объекте и образцах почерка конкретного лица. Проще говоря, сначала признаки надо выявить, а затем сопоставить между собой. Казалось бы чего проще? Но на самом деле, на практике, малые объемы почеркового материала и такое свойство почерка как вариационность (изменчивость признаков у одного и того же лица) не дают возможность проследить за таким ключевым свойством признака как его устойчивость (частота встречаемости). Именно поэтому в почерковедческом исследовании часто формулируются вероятные выводы и выводы о невозможности решения вопроса.

Наиболее сложным в почерковедческой экспертизе является исследование подписей. Небольшие по объему рукописные записи, а тем более подписи содержат мало информации о признаках. А, как правило, большинство почерковедческих исследований, назначаемых в наше экспертное учреждение, да и в другие тоже, проводятся как раз в отношении небольших по объему рукописных записей и подписей. Большие по объему исследуемые рукописные тексты, выполненные на одном или нескольких листах встречаются реже. Так, например, в нашем экспертном учреждении, Центре судебных экспертиз по Южному округу (ЦСЭ по ЮО), по гражданским делам проводился ряд почерковедческих исследований подписей в договорах займа и поручительства, заключенных между гражданами и коммерческими банками. Экспертизы назначались районными судами г. Ростова-наДону. При этом, большинство выводов по договорам поручительства было не в пользу банков, которые выступали истцами по делу. Что говорит о нарушениях, допущенных сотрудниками банков, при оформлении кредитов.  Среди других примеров можно отметить производство экспертиз по административным делам. Гражданин, на которого был оформлен протокол об административном нарушении отказывался от своей подписи, утверждая что он его не подписывал, а также не выполнял рукописной записи в протоколе о направлении на мед. освидетельствование. Экспертизой было доказано, что эта рукописная запись выполнена данным гражданином. А в подпись от своего имени он сознательно внес изменения (изменив ее общий вид и транскрипцию) с целью последующего отказа от нее, т.е. экспертом был выявлен факт автоподлога. 

Немного о письменной речи. Это деятельность человека, опосредованная системой графических и языковых знаков. Признаки письменной речи, отобразившейся в тексте, содержат ценную информацию о чертах социально-биографического и психологического облика его автора. Признаки письменной речи можно условно подразделить на три самостоятельные группы: 1) степень грамотности пишущего; 2) словарный запас; 3) стиль изложения. Степень грамотности связывают с наличием в рукописи различных грамматических, орфографических ошибок и особенностей, выражающихся в неправильном написании отдельных букв, слов и фраз. Грамматические и орфографические признаки устойчивы и их также включают в идентификационный комплекс. Так, например, в ЦСЭ по ЮО по административному делу проводилась почерковедческая экспертиза, назначенная одним из районных судов Ростовской области. В исследуемом рукописном тексте «С моих слов записоно верно и мною прочитоно» было выявлено две орфографические ошибки. Такие же ошибки в одноименных словах были выявлены экспертом-почерковедом и в различных образцах почерка конкретного лица. Данные признаки письменной речи в совокупности с частными признаками почерка были включены в идентификационный комплекс. Кроме идентификационных задач в ЦСЭ по ЮО решались и диагностические с целью определения выполнения рукописи, подписи в необычных условиях (болезни, неудобной позы, алкогольного опьянения и т.п.). Данному типу задачи соответствует выделение специфического комплекса признаков, характерных для выполнения рукописи в необычных условия, необычном состоянии пишущего. Объектами в широком смысле по таким делам обычно являются завещания, расписки в получении денег.

Закон устанавливает, что доказательствами по гражданским делам являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.  Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Экспертиза – исследование по заданию суда сведущим лицом – экспертом – предоставляемых в его распоряжение материальных объектов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела, результаты которого отражаются в особом процессуальном документе - заключении эксперта. Экспертиза в судопроизводстве, в том числе и почерковедческая, призвана представить суду новые средства доказывания, содействуя, тем самым, законному и обоснованному осуществлению правосудия по конкретному делу.

Влияние необычных условий на почерк исполнителя рукописи. Определение по почерку психофизиологического и патологического состояния исполнителя рукописи.

Задачи, решаемые судебно-почерковедческой экспертизой.

    Судебно-почерковедческая экспертиза в теории и на практике решает задачи трех основных классов:
  • Идентификационные, направленные на установление конкретного исполнителя исследуемой рукописи, либо факта выполнения двух и более рукописей одним лицом;
  • Диагностические, направленные на установление условий – состояния исполнителя, обстановки выполнения исследуемой рукописи;
  • Классификационно-диагностические, направленные на установление групповой принадлежности исполнителя рукописи по полу, возрасту.

Диагностические исследования почерка.

Рассмотрим один из классов задач – диагностические. Внутри данного класса выберем одну из самостоятельно решаемых задач, а именно, установление необычного внутреннего состояния писавшего. Проще говоря, диагностические исследования почерка позволяют поставить процессу выполнения исполнителем рукописи определенный диагноз.

Необходимо отметить, что первый вопрос, который в обязательном порядке должен решить эксперт-почерковед, независимо от того поставлен он перед ним или нет, это вопрос о том, обычным или измененным почерком выполнен рукописный текст, представленный на исследование.

Этот факт обусловлен тем обстоятельством, что почерк постоянно испытывает воздействия различных сбивающих факторов. Последние, могут быть результатом, как естественных изменений, так и умышленных изменений почерка. Естественные изменения почерка являются результатом обстоятельств, в которых оказался пишущий и, в основном, не зависят от его воли, т.е. носят объективный характер. Измененный почерк, которым выполнена рукопись, характеризуется наличием в нем признаков, свидетельствующих о необычности выполнения данной рукописи. А выполнение рукописи в необычных условиях обусловлено различными причинами: необычными условиями внешней обстановки (например, в движущемся автомобиле), необычной позой пишущего и расположением пишущего прибора (например, стоя, приложив лист бумаги к стене), умышленным изменением почерка, внутренним состоянием.

Внутреннее состояние исполнителя рукописи традиционно в почерковедении делится на два аспекта: психофизиологическое состояние и патологическое состояние личности в момент исполнения рукописи. Психофизиологическое состояние подразумевает собой следующие типы состояний: сильное душевное волнение, возбуждение, физическая усталость, алкогольное и наркотическое опьянение, физическое охлаждение при низких температурах. Патологическое состояние выражается в следующем: психическое, нервное, инфекционное заболевание, умственная отсталость, дефект моторики, нарушения в работе зрительного и слухового анализаторов и т.д..

Признаки, свидетельствующие о необычности выполнения рукописи.

При проведении научных исследований измененного почерка учеными-криминалистами в прошедшие полвека предпринимались попытки установления конкретных признаков, свидетельствующих о воздействии того или иного (определенного, конкретного) фактора. Предполагалось, что под воздействием определенного фактора должны были возникнуть определенные изменения, характеризующие этот конкретный «сбивающий» фактор. Однако, результаты проведенных исследований установили факт того, что одни и те же изменения возникают под действием самых разнообразных факторов. Кроме того, было выявлено, что под действием одного и того же фактора в почерках разных лиц происходят разные изменения (поэтому для идентификации  исполнителя измененных рукописей обязательно наличие образцов почерка, выполненных в условиях, приближенных к тем, в которых был исполнен исследуемый текст). Таким образом, конкретных «стопроцентных» признаков, свидетельствующих об изменении почерка под воздействием того или иного фактора, нет. Но есть признаки, указывающие на сам факт необычности выполнения рукописи (при выполнении рукописи в необычных условиях наибольшие изменения претерпевают общие признаки). Эти признаки можно назвать «классическими», т.к они почти всегда присутствуют в измененных почерках. К ним в первую очередь относятся признаки снижения темпа и координации движений. Частные признаки в почерках людей, находившихся в необычном состоянии, не дают существенных отклонений. Хотя и среди частных признаков в условиях непривычной внешней установки встречаются их изменения, выражающиеся в строении букв, протяженности движений, виде соединений, количестве движений.

Оценка результатов диагностических исследований, формулирование выводов.

Обнаружение указанных «классических» признаков позволяет сделать вывод в вероятной форме о необычности выполнения исследуемой рукописи. Вероятная форма обусловлена тем, что точно такие же признаки можно выявить и в маловыработанном почерке, и в почерке лиц пожилого и старческого возраста, так как эти почерки внешне очень сходны между собой. О факте необычности выполнения рукописи эксперт может сказать в категорической форме только после процесса идентификации с образцами почерка предполагаемого исполнителя, выполненными в обычных и приближенных к условиям выполнения исследуемого текста условиях и только в случае положительного решения вопроса о тождестве исполнителя.

При решении диагностических задач, сопутствующих идентификационным, в заключениях экспертов-почерковедов наряду с вышеупомянутыми вероятными и категоричными выводами часто встречаются, так называемые, альтернативные выводы. В случае невозможности установления конкретной причины, повлиявшей на процесс письма, диагностический вывод имеет сложную структуру. Он может состоять из нескольких иерархически соотносящихся между собой выводов. Формулировка вывода при этом обычно бывает такая: «Исследуемая подпись выполнена в необычном состоянии, каковым могло быть алкогольное опьянение, болезнь, физическое переутомление».

В нашем экспертном учреждении, Центре судебных экспертиз по Южному округу (ЦСЭ по ЮО), по гражданским делам проводился ряд почерковедческих диагностических исследований рукописного текста и подписей.

В качестве примера можно привести почерковедческую экспертизу, проведенную в июле 2011 года на основании определения одного из районных судов Ростовской области. Из материалов дела следовало, что исполнитель рукописного текста расписки и подписи в ней мог находиться в необычном психофизиологическом состоянии, т.к. выполнял его через небольшой период времени после дорожно-транспортного происшествия (ДТП). С целью определения необычного внутреннего состояния исполнителя рукописи и была назначена данная экспертиза. При исследовании общих признаков почерка исполнителя, которым был выполнен текст расписки от 16.03.2011г. и сравнении его с экспериментальными и свободными образцами почерка данного исполнителя текста, выполненных в «обычных» условиях были выявлены различия, выразившиеся в том, что в тексте расписки (в отличие от образцов) имелись:  преобладание интервальных видов соединений между буквами, увеличение размера почерка,  дописки,  повторы движений в знаках. Что свидетельствовало о снижении темпа движений. Кроме этого были выявлены признаки, выразившиеся в  изломах и извилистости штрихов,  неравномерной расстановке букв, что свидетельствовало о снижении координации движений. В совокупности с фактами, имеющимися в деле, результаты проведенного исследования позволили эксперту сделать вывод о том, что рукописный текст расписки, вероятно, был выполнен лицом в необычном внутреннем (психофизиологическом) состоянии, каковым могла быть усталость, стресс, возбужденное состояние.

В качестве другого примера можно привести почерковедческую экспертизу, проведенную экспертом ЦСЭ по ЮО в октябре 2011 года на основании определения одного из городских судов Ростовской области. В данном исследовании присутствовала тесная взаимосвязь идентификационного и диагностического исследований. Предполагаемый исполнитель подписи (т.е. лицо, от имени которого выполнена подпись) в договоре купли-продажи квартиры, датируемом октябрем 2010года, скончался через неделю после подписания данного договора. Судом был поставлен стандартный вопрос, предполагающий проведение идентификационного исследования, а именно: им самим или другим лицом выполнена данная подпись? Из материалов дела было установлено, что предполагаемый исполнитель подписи, от имени которого выполнена подпись, на протяжении длительного периода являлся инвалидом. При исследовании образцов подписи предполагаемого исполнителя, выполненных им в различные периоды времени (с 2000 по 2010 год), между ними установлены различия в темпе письма и координации движений – основных характеристик, отражающих письменно-двигательный навык человека. При исследовании букв и их элементов в образцах подписи, выполненных им в период 2009 -2010г установлено наличие признаков замедленного темпа письма и снижение координации движений, вариационность разгона почерка, неоднократная угловатость, извилистая форма движения при выполнении прямолинейных и дуговых элементов, необоснованная остановка пишущего прибора. Наличие указанных признаков свидетельствует о выполнении им подписей в этот период (2009 – 2010гг) в необычных условиях (состоянии), измененным почерком. На основании информации, имевшейся в материалах дела, учитывая факт инвалидности и смерти предполагаемого исполнителя подписи, данные изменения в образцах подписи были отнесены к группе патологических изменений, т.к. они явились следствием заболевания и ухудшающегося здоровья, что позволяло сделать промежуточный вывод о том, что в момент подписания договора предполагаемый исполнитель подписи находился в крайне болезненном состоянии и на его почерк оказывали влияние факторы патологического характера. В ходе дальнейшего  идентификационного исследования при сравнении исследуемой подписи в договоре, датируемом 2010 годом с образцами подписи данного лица (в период 2009-2010 года), между ними были установлены различия в степени выработанности (координации и темпе движений) почерка, что исключило возможность ее выполнения лицом, от имени которого она значилась в договоре купли-продажи.

В заключении хотелось бы воспользоваться выдержкой из книги Жижиной М.В. «Судебно-почерковедческая экспертиза документов», где она приводит слова великого русского юриста А.Ф. Кони: «Конечно, заключение эксперта не может быть обязательным для суда и отнюдь не является предустановленным доказательством, не подлежащим проверке или критике. В распоряжении суда находятся житейские данные и сведения, которые могут не только не сливаться с выводами эксперта в одно целое, но даже прямо им противоречить на почве логики фактов. Но, во всяком случае, критика экспертизы должна быть строго обоснована и к труду эксперта надо относиться с особым вниманием».

Срок выполнения экспертизы - от 5 до 20 рабочих дней.